ОШИБКИ ПРОШЛОГО И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Практически не готовы к рациональной добыче газа из газоконденсатных и газоконденсатно-нефтяных залежей с использованием их качества, полного извлечения конденсата и адамантанов, имеющих большое практическое значение в медицине и для изготовления сверхпрочных пленок наноразмерной толщины повышения качества бензинов и керосина, а также искусственных алмазов.

Не создали правовую основу рационального недропользования, в качестве варианта которой является ликвидация лоскутной геологии (лоскутки – это земельные и горные лицензионные отводы и соглашения).

Нужно заменить систему лицензирования земельных лоскутков продажей запасов полезных ископаемых в недрах категории В; С1; С2 как это предусмотрено в приказах МПР в 2005-2006 годах, что увеличивает почти на порядок валютные поступления в бюджеты регионов и страны и увеличит  ввод неосвоенных залежей нефти и газа, в том числе за счет нестандартных инновационных технологий и технических средств. В этом случае необходимо существенно повысить КИН, что возможно по технологии режима дилатансии по каждой эксплуатационной скважине.

При этом категория А утверждается Правительством РФ, а ВС1 и С2 – МПР и Э. Запасы категорий А и ВС1 не суммируются. Запасы категории А готовятся недропользователями. ВС1 и С2 – государственными и другими структурами по лицензиям государства и использования эффектов взаимодействия, внешних  и внутримолекулярных электромагнитных полей за счет выделения стабильных углеводородных радикалов в свободное состояние, в нанопространственном объеме вокруг ядер углерода.

Такой перерасчет следует произвести в целом по России. Проектирование крупных объектов (нефтегазопроводы, нефтеперерабатывающие заводы и др.) производится только по расчетам наличия текущих запасов категории А с учетом времени и затрат на перевод запасов В, С1 и С2 в категорию А. Особое значение имеет учет конденсатов в газовых залежах с конденсатными фактором до 3-5 г/м3. Сегодня эти конденсаты сжигаются, хотя на рынках сбыта они оцениваются в размере 1-2 доллара США за грамм.

В первую очередь нужно конкретизировать в каждом регионе политико-экономическую цель и реализовать идеологию разработанную в работе [25], включая Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1039-Р. Изменить геополитическую карту и постепенно перейти от внешних инвестиций к внутренним инновациям и внутреннему рынку, особенно в условиях железного занавеса вокруг России, организованного США и Европейским союзом. В области топливно-энергетического сырья это достигается увеличением к 2020-2035 гг. взаимосвязанной с цени объемов годовой добычи нефти и газа в России (рис. 3) при максимуме в 750-850 млн. тонн, возможно до 1 млрд. тонн и одного триллиона куб. метров газа; принять законы, повышающие эффективность работы геологической отрасли, а также подготовить курсы лекций для студентов и специалистов по повышению квалификации. В предлагаемых Федеральных законах необходимо отразить решение следующих проблем:

  • Заменить лицензионные соглашения продажей запасов углеводородного и др. сырья в недрах категорий В, С1 и С2, в том числе нетрадиционных залежах. Это увеличит финансовый приток денежных средств в бюджет страны и регионов почти на порядок. Стоимость запасов может составлять 20-80% от текущей международной цены сырой нефти, конденсата и газа в зависимости от сложности фильтрационных свойств коллектора и суточных дебитов скважин.
  • Создать условия максимального благоприятствования среднему и малому бизнесу при организации инновационных научно-производственных и образовательных центров (НОЦ) и полигонов (ИНПП), путем льготного налогообложения для высокорентабельных фирм.
  • В уставах предприятий юридических лиц записать, что они создаются для получения максимальной прибавочной стоимости производственных товаров и услуг и повышение их качества, увеличивающих внутренний валовый продукт региона, страны и повышение морального и духовного воспитания человека и общества. Пункт в уставах – «получение максимальной прибыли» — отменить.
  • Оказывать безвозмездную выдачу всех необходимых фактографических материалов студентам, научным работникам и преподавателям ВУЗов и членам РАН, изучающим месторождения для модернизации и создания, новых не имеющих аналогов за рубежом, технологий по поискам, разведке, разработке, добыче и переработке полезных ископаемых.
  •  Образовать единый фонд инвестиций за счет объединения всех грантов и др. видов затрат финансируемых из бюджетных и иных средств РФ на создание технологий, не имеющих аналогов за рубежом.
  • В государственный резервный фонд ресурсов и запасов полезных ископаемых включить все залежи нафтеновых нефтей и газовых конденсатов, обладающих лечебными свойствами; уран черных битуминозных сланцев и опал-кристобалитовое сырье с приповерхностной глубиной залегания.
  • Повысить заработную плату кандидатам и докторам наук, работающим в бюджетной сфере, до уровня научных работников в развитых зарубежных странах. Это снизит поток беженцев от науки за пределы РФ.
  • Необходимо предусмотреть определяющее финансирование по созданию «Общей ядерно-электронной геологии нефти и газа (молекулярная геология)», в которой главной целью является разработка новых нетрадиционных инновационных технологий на базе изучения природных геологических и космических процессов; использование квантовой механики при описании дискретных геологических процессов; их опробование на научно-производственных полигонах на пробуренных, но простаивающих, законсервированных и ликвидированных скважинах с обучением топ-менеджеров, менеджеров, инженеров и других специалистов по освоению нетрадиционных методов работы в нефтегазовом производстве.
  • Все предлагаемые инновационные технологии основываются на взаимодействие внутримолекулярных (спиновых) полей с внешней магнитной энергией с образованием свободных углеводородных радикалов в нанопространственном объеме вокруг ядер углерода и крекингом в пластовых условиях недр смол, асфальтенов и рассеянного материнского органического вещества пород пластовых систем недр. Аналогов использования этой энергии радикалов в России и за рубежом нет. Это является основой для реанимации обводненных залежей, что позволит восстановить их разработку за счет повышений КИН.
  • В основе расширенных поисковых работ на нефть, в том числе, в сланцах лежит идея отсутствия миграции углеводородного сырья в любом виде за пределами современных контуров залежей нефти и газа. Разведочный этап не планируется, а задачи его выполняет опережающее бурение эксплуатационных скважин с получением информации о составе и свойствах рассеянного органического вещества пород пластовых систем недр степени его зрелости, условиях его концентрации в водных бассейнах, молекулярной энергии, уточнения радиуса дренажа каждой скважины и контуров залежей; определение режимов извлечения флюидов из недр на каждой индивидуальной скважине.
  • В основе эксплуатационного бурения лежит парадигма – если известно как нефть (газ) зашли в пласт пород, то можно поднять ее (его) на поверхность с максимальным коэффициентом извлечения вплоть до 80% и больше независимо от коэффициента емкости (пористости) и проницаемости вмещающих пород. Не рекомендуется поддержание пластового давления водой. Альтернативой заводнения залежей углеводородного сырья является повышения пластового давления за счет создания дилатанского режима разработки с возможным сочетанием особого режима отбора растворенного в нефти газа и использования водорода и углеводородных радикалов при взаимодействии их внутренней (спиновой) энергии с внешними магнитными и др. полями.
  • Модернизация нафтенового производства производится за счет предложений по разработке многоствольного (до 30 и больше) миниракетного или минитурбинного бурения горизонтальных стволов с последующим гидроразрывом пластовых систем, созданием забойных сепараторов с раздельным подъемом жидкостей (нефть, конденсат) и газа на поверхность. При подсчете запасов и ресурсов углеводородного сырья (УВС) производится совмещение параметров степени геологической изученности и промышленного освоения, оценки экономической эффективности по коэффициенту рентабельности с дисконтированием финансовых потоков при планировании добычи углеводородного сырья. Рост экономического благополучия страны, благосостояния народа, расцвет машиностроения, электроники и других отраслей промышленности и сельского хозяйства возможен в ближайшие 100 лет только за счет максимального использования нефти, горючих газов и новых нетрадиционных инновационных технологий в области создания новых резервов нефти и газа, их добычи и переработки уже на этапе расширенных поисковых работ по открытию крупных и уникальных залежей сланцевой нефти. Срочная необходимость к использованию сланцевой нефти обусловлена кризисным состоянием энергетики и, соответственно, экономической и политической безопасности России.

По расчетам академиков и РАН – В.Е. Фортова и                        О.Н. Фаворского [26] выработка в целом по России к 2020 г. уменьшится с 204 ГВт до 90 ГВт при потребности 370 ГВт и дефицит составит 75%, в том числе по нефти – 80%; по урану – около 50% (рис.4 и рис.5). Предотвращение надвигающегося энергетического голода в России в основном зависит от освоения  и инновационной модернизации нефтегазового производства Западной Сибири. По ХМАО добыча нефти с 1964 г. достигла максимальной (373,5 млн.т.) в 1987 г. затем в 1996 г. упала до 161,7 млн.т., затем вновь возросла до 276,3 млн.т. в 2007 г. и началось обвальное падение и в 2015 г. составляла 207,8 млн. т. из-за высокой обводненности. С 2007 г. до 2015 г. за 8 лет снизилась на 68,5 млн. т. (таблица 1).