ОШИБКИ ПРОШЛОГО И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

                                                        Фундаментальные исследования

                                                        без прикладных технологий могут стать

                                                        самоцелью, граничащей с лженаукой.

                                                        И.И. Нестеров  

 

АННОТАЦИЯ. Под ошибкой понимается отклонение, игнорирование или противоположные действия относительно политико-экономической долгосрочной программы страны по увеличению ВВП на любых уровнях производства, роста инновационных технологий, не имеющих аналогов за рубежом с учетом социального обеспечения семьи и человека; их инфраструктуры улучшения и охраны окружающей среды и недр; обеспечивающих здоровье, долголетие граждан страны и охраны их безопасности.

            ВВЕДЕНИЕ. В Российской Федерации нет единой долгосрочной целевой программы развития страны на многие десятилетия и больше, но есть хорошо аргументированные предложения. К ним, прежде всего, относятся, разработки по устойчивому развитию в каждом регионе и в целом по стране создание, совершенствование и постоянное воспроизводство минерально-сырьевой, кадровой базы и модернизации производства за счет инновационных технологий и технических средств, не имеющих аналогов за рубежом и обеспечивающих более высокий уровень международной конкуренции и спроса. В области минерально-сырьевых ресурсов это сформулировано в работе «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений». Автор пишет – «Основная идея заключается в том, что вместо пассивного следования изменениям условий внешней рыночной экономической среды (законодательно-правовым, экономическим, научно-техническим, конкурентным, внешнеэкономическим и так далее) предлагается активно формировать эти условия, воздействовать на них  и те самым на будущее развитие минерально-сырьевого комплекса региона, приспосабливаясь лишь к таким изменениям внешней среды, на которые соответствующие органы управления не могут оказывать достаточного внимания». Это фундаментальное предложение можно применить к развитию любых других отраслей знаний, промышленности, сельского хозяйства и управления.

«Стратегическое планирование рассматривается как сознательное планирование преобразований на основе прогнозирования, регулирования и приспособления их к достижению стратегических целей развития минерально-сырьевого комплекса региона». И, далее, автор пишет, что «Стратегия воспроизводства минерально-сырьевой базы региона должна рассматривать всю совокупность взаимосвязанных производственных процессов, образующих «геоэкономический цикл», и представляет собой последовательное выполнение работ по поиску новых источников и видов природного сырья, реконструкции и модернизации предприятия с расширением номенклатуры продукции, созданию перерабатывающих предприятий и производств по глубокой переработке с доведением до конечной продукции и реализации конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках».

 

 

К основным задачам своей работы автор относит:

— анализ теории и обобщение отечественного и зарубежного опыта стратегического планирования;

— теоретическое обобщение методических подходов к выработке возможных стратегий развития, минерально-сырьевого комплекса в условиях перехода к рыночным отношениям;

— разработка механизма стратегического планирования процессов воспроизводства минерально-сырьевой базы региона;

— разработка организационных структур стратегического планирования.

К сожалению, все основополагающие предложения этой работы не реализуются на практике. Госдумой РФ из механизма стратегического планирования в 2002 г. исключен фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, что привело к резкому уменьшению запасов полезных ископаемых в первую очередь в области нефти и падению добычи ее. Принятая в федеральном законе «О НЕДРАХ» политика «лоскутной геологии» в виде выдачи территориально-ограниченных лицензионных участков для геологического изучения недр, разработки и эксплуатации месторождений полезных ископаемых, принципиально исключает стратегическое планирование, как в регионах страны, так и в целом по РФ. Необходимо внести поправку в закон «О НЕДРАХ» — о региональном комплексном геологическом изучении недр и стратегическом планировании продажи ресурсов и запасов полезных ископаемых, их качества с учетом охраны и улучшения окружающей среды и недр и подготовки кадров по каждому региону в целом независимо от видов собственности юридических и физических лиц.       

 Практически не удается сломить сопротивление чиновников всех уровней власти «пассивного», точнее бюрократического подхода к изменениям «внешней рыночной экономической среды». В первую очередь это касается интеллектуальной собственности в научных исследованиях по поиску новых источников и видов природного сырья, реконструкции и модернизации нефтегазового, уранового и другого природно-сырьевого производства, разработки и создания новых технологических платформ на базе  научно-образовательных центров (НОЦ) и инновационных научно-производственных полигонов (ИНПП) со щадящей системой налогообложения при ВУЗах и других институтах, поставленных  Правительством РФ на грань вымирания, с их неограниченным потенциалом высококвалифицированных и студенческих кадров.

В 2010 году была принята попытка использования идей [25] для развития научно-технического потенциала в нефтегазовом производстве России.

Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 1039-Р утверждена стратегия развития геологической отрасли до 2030 года, в которой отмечается, что «геологическая отрасль является базовой составляющей экономики страны». Она «обеспечивает минерально-сырьевую, энергетическую и экономическую безопасность Российской Федерации, реализацию ее геополитических интересов». Геологическая отрасль является базой для отраслей, осуществляющих: добычу, первичную переработку, транспортировку, реализацию минерального сырья и «использование его производителями энергии; металлургической и химической промышленностью, строительной индустрией и агропромышленным комплексом». Такая формулировка недропользователями не была воспринята и практически не только не реализуется, но и делается все наоборот. Предложения Правительству в части цифр добычи нефти и газа основано на разрабатываемых сегодня залежах с традиционными коллекторами и полностью не учитывается обводненность их, падение КИН (рис.1) и главное – формализм аппарата чиновников, большинство которых не имеет необходимых знаний в области своих прямых полномочий. В результате и это Распоряжение Правительства РФ было сведено к нулю. В 2013 году был утвержден федеральный закон по РАН (от 27.09.2013 г. № 25373), по которому предприятиям РАН запрещено бюджетное финансирование прикладных исследований, что практически сводит во всех областях знаний на нет результаты фундаментальных работ, что приведет к уничтожению экономического потенциала страны.